Цены бьют рекорды: бензиновый ажиотаж на подходе
Прошло чуть больше месяца с того времени, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что цены на бензин взяты под контроль, как ситуация резко изменилась. Большинству простых потребителей данный факт не заметен, потому что, как и в 2018 году, ажиотаж начинается с биржевого и мелкооптового рынков. А значит, что если не будут устранены негативные факторы, галопирующий рост бензиновых цен коснётся и розницы. Накануне посевной кампании и в условиях усилившихся инфляционных процессов ситуация ощутимо отразится на всей экономике.
Первыми тревогу забили представители независимых АЗС.
«В период с 15 апреля по 15 мая 2019 года оптовые цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (АО «СПбМТСБ») выросли на 23% на бензин марки REGULAR (АИ-92) и на 18,5% на PREMIUM (АИ-95).
Цена на летнее дизельное топливо в вышеуказанный промежуток времени выросла на 2,5%. Оптовая цена тонны 92-го бензина по состоянию на 15 мая 2019 года составила 49 079 руб., или 36,6 руб. за литр, 95-го — 50 608 руб. за тонну, или 38,2 руб. за литр, летний дизель — 47 769 руб. за тонну, или 39,8 руб./литр.
С некоторым лагом оптовые цены транслируются в мелкий опт.
К примеру, в Саратовской области за указанный период цены на АИ-92 выросли на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%, а на летний дизель — на 2%. Несмотря на некоторую корректировку 16 мая 2019 года, в условиях высокого сезона следует прогнозировать дальнейший рост оптовых и мелкооптовых цен. Цены региональных сбытов ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании, прим. ИА REGNUM ) повышаются практически ежедневно. Такая динамика характерна для всех регионов РФ. В то же время мировые цены на нефть марки Urals в течение месяца сохраняют волатильность в диапазоне $1−2 на уровне $71−72 за баррель», — отмечают в Независимом топливном союзе.
По оценке экспертов топливного рынка, с началом высокого сезона при довольно стабильных ценах на нефть оптовые цены на нефтепродукты стали стремительно расти, отыгрывая разницу по сравнению с индексом экспортной альтернативы — netback. В свою очередь, так называемая заморозка розничных цен сохраняется. Рост оптовых цен съедает маржинальность топливной розницы.
Обеспокоенный складывающейся ситуацией президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша направил сегодня, 21 мая, письмо в адрес заместителя председателя российского правительства Дмитрия Козака (его копия есть в редакции ИА REGNUM ). В послании говорится о причинах неожиданно обострившейся ситуации на топливном рынке.
«За последнее время биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены на моторное топливо бьют рекорды по темпам роста. По состоянию на 20 мая биржевые цены на бензин и дизельное топливо на большинстве базисов поставки с учётом логистики достигли или превысили уровень соответствующих индуктивных мелкооптовых цен, причём на дальневосточных базисах уровень биржевых цен на дизельное топливо выше индуктивных мелкооптовых цен на 8−9 тысяч рублей за тонну. При этом повышенный спрос на более выгодные мелкооптовые партии сталкивается с ограничением предложения сбытовых компаний, что переводит покупателей обратно на биржу, тем самым поддерживая рост биржевых ценовых индикаторов», — сказано в заявлении РТС.
Причины кризиса
В Российском топливном союзе также обозначили причины резкого роста биржевых цен. В их числе — не только сокращение объема производства, связанное с проведением весенних ремонтов на НПЗ, но и уменьшение объема поставок топлива на внутренний рынок (на фоне увеличения спроса, связанного вытеснением с рынка суррогатного и контрафактного топлива), и увеличение его поставок на экспорт
Также в РТС отмечают недостаточную эффективность и продуманность демпфера, в формуле расчета которого отсутствует учёт текущих оптовых цен, что обеспечивает возможность некоторым НПЗ и демпфер получать, и крупнооптовые цены держать выше экспортного паритета. К причинам резкого роста цен в РТС относят и сохранившуюся возможность влияния участников биржевых торгов на ценовые индикаторы путём активного использования роботов, покупки нефтяными компаниями товара в основную торговую сессию прямо или через третьих лиц, неравномерности продаж в течение торговой сессии.
Кроме этого, в РТС указывают отсутствие решения по увеличению нормативов продаж топлива на биржевых торгах (особенно для дальневосточных базисов) и на нерешённый вопрос о снижении тарифов на железнодорожные перевозки топлива в регионы Дальневосточного федерального округа в целях обеспечения возможности формирования оптовых цен, соответствующих замороженным на низком уровне розничным ценам в этом федеральном округе.